Сейчас принято разносить в пух и прах традиционную методику обучения английскому языку и восхвалять новаторские коммуникативные методы. Считается, что традиционный метод предполагает скучную зубрежку грамматических правил, выполнение однообразных упражнений, перевод унылых текстов – и никакой практики разговорной речи. Что ж, доля правды в этом есть, но все ли так печально?
Классический грамматико-переводной метод работал десятилетиями. И ведь если разбираться подробнее – он давал результаты, но чаще всего в специализированных школах с языковым уклоном, где уроки английского проводились каждый день, а не 2 раза в неделю, как в обычных школах.
Традиционная методика требует усидчивости и трудолюбия, но взамен дает глубокие систематизированные знания, дает понимание логики и структуры иностранного языка, основываясь на грамматических конструкциях родного языка. Другое дело – она подходит не всем.
Кому подходит фундаментальная методика обучения:
— взрослым людям, которые хорошо знают грамматику и структуру родного языка,
— настроенным на длительное и серьезное изучение языка, например для применения в работе, в научной деятельности.
Кому не подходит:
— детям младшего возраста,
— людям, которые хотят в короткие сроки получить необходимый разговорный «минимум».
Особенности традиционной методики (ее еще называют лексико-грамматической):
- Русскоязычный преподаватель.
- Сопоставление родного языка с английским — изучение посредством проецирования грамматических конструкций русского языка на изучаемый английский и наоборот.
- Большая длительность обучения – не менее 2-3 лет регулярных занятий.
- Фундаментальное, подробное изучение грамматики и отработка правил в многочисленных упражнениях.
- Чтение и пересказ текстов, написание словарных диктантов, заучивание слов.
- Мало времени уделяется разговорной речи.
Соответственно, сразу «выплывают» слабые стороны методики:
— языковый барьер из-за недостатка разговорной практики;
— плохой навык восприятия информации на слух.
Раньше в большинстве случаев на уроках использовался грамматико-переводной метод. Как проходили уроки английского языка:
читай, переводи, пересказывай, учи список слов, отвечай — учитель только исправляет.
Все упражнения сводились к переводу с английского на русский и наоборот. Тексты – далекие от реальности, наполненные идеологией. Несомненно, это все навевало тоску и скуку у студентов – никакого интереса, мотивации, увлеченности.
Недостатками методики обучения и учебных пособий в те годы было:
— неинтересные, нудные тексты;
— скучные правила, однообразные упражнения (однако в однообразных упражнениях прилежный ученик отрабатывал до автоматизма грамматические конструкции языка);
— заучивание слов списком, отдельно от контекста.
Но есть и преимущества у фундаментальной методики:
— Подробное, структурированное изучение грамматики, фонетики.
— В результате — грамотное построение предложений, понимание «литературного» языка.
Разрекламированная и расхваленная коммуникативная методика поможет вам снять языковый барьер, уйдет страх сделать ошибку в речи, но вы все равно будете периодически ошибаться, потому что невозможно в короткие сроки научиться безупречно говорить на иностранном языке. Нужно поддерживать и углублять знания, подкрепляя их «грамматической» базой. Тогда вы сможете грамотно разговаривать и писать без ошибок на английском языке.
Для того, чтоб сдать международный экзамен на знание английского языка и получить сертификат — нужно успешно пройти задания по всем 4 навыкам владения языком – не только говорение и восприятие информации на слух, а еще чтение и письмо.
На современных курсах английского языка применяют усовершенствованную традиционную методику, в которой учтены «былые» недостатки – используют актуальные интересные тексты, больше времени уделяется разговорной практике.
Лучший эффект и успех в изучении английского языка дает комбинирование коммуникативной и фундаментальной методик. Так называемый «системный подход» практикуют курсы английского языка:
— Языковая школа «Denis’ School».
— Курсы «Benedict School».
— Языковой центр «Британия»
— «Курсы МИД».
Отзывы о курсах МИД:
Алина –
Классический курс — это хорошо для начинающих с «нуля», преподаватели только русские, грамматика серьезная (что бы кто не говорил без осознания структуры языка и разложения всего «по полочкам» качественных знаний не получишь). После окончания сдаешь гос. экзамен на диплом (о дополнительном образовании).
Ольга –
Несколько лет назад я училась на мидовских двухгодичных курсах. Мне понравилось. Зависит только от того, насколько тебе нужно выучить язык. Грамматика дается хорошо, только нужно много заниматься. Если сделать все домашнее задание, которое задается в течение 2 лет, то можно идти работать и зарабатывать деньги, а если думаешь, что прийдя на курсы, тебе все дадут и не придется заниматься, то результата не будет.
Вероника –
Я сейчас занимаюсь на Курсах МИД на Красных Воротах. Уже год. Повезло с преподавателем (Елена Викторовна). Грамматику максимально подтянула, но пока сложно разговариваю. Намереваюсь попробюовать поучиться в Системе-3. Все зависит от преподавателя.
Видеоролик о преимуществах и недостатках традиционной методики:
«Классика» классического метода – учебник Н.А. Бонк
Говоря о традиционном подходе в изучении английского языка нельзя не упомянуть о знаменитом учебнике Н.А. Бонк. Первое издание увидело свет еще в 60-х годах — Н.А. Бонк в соавторстве с Г.А.Котий и Н.А. Лукьяновой. Он был дефицитом и «бестселлером» тех лет. С тех пор учебник претерпел ряд изменений, но по нему по-прежнему занимаются в языковых школах, где применяется традиционная методика. Даже сейчас учебник Н.А. Бонк считается одним из лучших двуязычных учебных пособий. Рекомендуют использовать его, чтобы получить нормальную грамматическую и вокабулярную базу.
Не верьте, если в рекламе каких-то курсов вам обещают супербыстрый результат, например, «Английский за 2 недели». Невозможно стать хорошим специалистом в любом деле за короткий срок.
Нужно пробовать разные методики обучения и найти ту, которая будет эффективна конкретно для вас.