На постсоветском пространстве долгое время при изучении иностранных языков основной акцент ставился на развитие так называемой грамматической компетенции. Проще говоря – большая часть занятий была посвящена грамматике.
В результате при сдаче международных экзаменов наши соотечественники показывали хорошую грамотность в письме и чтении, однако отличались слабыми навыками разговорной речи и аудирования по сравнению со студентами из других стран.
В итоге, многие годы изучения английского языка сводились на «нет» — человеку не хватало коммуникативных навыков, он ощущал трудности при реальном общении с иностранцами.
Поэтому пришлось существенно пересмотреть подход к процессам обучения иностранным языкам.
Коммуникативная методика рассматривает язык, как средство общения, инструмент для выражения своих мыслей и целей. И предусматривает изучение «живого» языка, современного, активно применяемого. Также используемый при этом подход разительно отличается от классического, который был у нас распространен длительное время.
Как мы осваиваем родной язык? Ведь никто не заставляет 1-2-летних детей штудировать правила грамматики. Они просто учатся применять определенные слова и выражения в определенных ситуациях. А уже позже — в школьном возрасте — начинают изучать грамматику.
Коммуникативный подход предполагает переход от практики к теории, тогда как классический – от теории к практике.
Почему коммуникативная методика дает лучшие и быстрые результаты?
Представим себе длинную цепочку — как мы пытаемся вести диалог на английском:
Коммуникативный подход помогает «укоротить» цепочку — исключить пункты 2,3. В результате сокращается время обдумывания ответа, мы формулируем его сразу на английском языке.
Коммуникативная методика формирует умение мыслить на английском языке, а также правильное ситуационное использование языка.
Бесспорно, правильность использования грамматических конструкций остается важным аспектом обучения, но не самым главным.
Основные принципы коммуникативной методики:
- Каждый студент активно участвует в процессе обучения на каждом занятии.
- Преподаватель говорит мало, стимулирует речь учеников – направляет, мягко корректирует, не заостряя внимание на ошибках, а делая упор на успехах.
- Совместная работа в группе, студенты учатся общаться друг с другом, понимать каждого, взаимодействовать между собой.
- Студенты учатся объяснять и выражать свое мнение различными способами.
- Используются ролевые игры – моделируются приближенные к реальным ситуации, в которых происходит общение.
- Активное изучение идиоматических выражений, разговорного сленга, чтобы вы могли понимать шутки, игру слов, поговорки на английском языке, а также употреблять их в своей речи.
- Применяется метод «погружения» — т.е. использование родного языка на занятиях сводится к минимуму. Новый материал преподносится с помощью уже изученных ранее фраз и выражений, либо посредством невербальных средств — жестов, мимики, а также фотографий, видеоматериалов.
- Приобщение студентов к культуре англоязычных стран. Знание традиций, истории англичан, территориального расположения страны также способствует более глубокому освоению и пониманию языка.
Важным аспектом обучения по коммуникативной методике является увлекательность занятий, вам не приходится скучать. Студентам интересно на уроках, поэтому материал лучше усваивается.
Непринужденная атмосфера занятий помогает снять языковый барьер – вы больше не боитесь говорить и делать ошибки.
Ролевые игры, театральные постановки, творческие задания стимулируют самовыражение и способствуют раскрытию вашего языкового потенциала.
Участие в дискуссиях, обсуждениях расширяет ваш лексический запас. Кстати, коммуникативный подход подталкивает студента к стремлению догадаться о значении нового слова в контексте, а не заставляет заучивать и зубрить. Таким образом, значения слов лучше усваиваются и запоминаются.
Коммуникативный метод не исключает изучение грамматики, но она рассматривается с точки зрения практического применения. Т.е. минимум теоретических моментов – максимум упражнений. Когда изучение грамматической конструкции привязано к конкретной ситуации применения, тогда ее смысл становится более понятным.
Зачастую в языковых школах, практикующих коммуникативный подход, присутствуют носители языка. Это дает возможность студентам усвоить правильное произношение и корректное применение идиом «из первых уст».
Навыки, которые получают студенты, пройдя курс обучения:
- Преодоление языкового барьера – избавление от страха общения.
- Уверенная беглая англоязычная речь.
- Понимание иностранной речи на слух.
- Умение мыслить на английском языке.
Преимущества коммуникативной методики были в полной мере освещены выше. Однако присутствуют и небольшие недостатки:
— Коммуникативный метод может не подойти особо стеснительным и неуверенным людям, которые не «включатся» в разговор, пока не будут на сто процентов уверены в правильности своего предложения. Для них лучше получить базовые знания с помощью традиционного подхода.
— Также для определенной категории людей важным является более подробное разъяснение грамматики, не просто на примерах, а ясное и структурированное толкование, для того, чтоб выстроить четкую схему.
— Для сдачи академических экзаменов или тестов, в которых присутствуют письменные задания (например, написание сочинения или эссе), необходима дополнительная подготовка.
Коммуникативная методика дает потрясающие результаты в освоении языка в аспекте общения. Но для приобретения грамотности письменной речи больше подходит классический метод.
Где обучаться по коммуникативной методике?
На использовании коммуникативной методики в обучении студентов базируются многие современные языковые школы, например:
— Школа английского языка Language Link School.
— Сеть школ BKC-International House.
— Языковые центры ABC English.
— Курсы разговорного английского «Easy Speak» и другие.
По многочисленным отзывам, коммуникативная методика показывает высокую эффективность обучения:
… Атмосфера в языковых центрах очень комфортная, располагающая к занятиям и общению. Учиться английскому языку здесь легко и интересно…
… Успеваем проходить много нового материала. Живой, творческий подход к преподаванию английского, всегда очень интересно…
… Меня эти курсы реально разговорили, хотя поначалу я, как многие, очень стеснялась говорить. Потом перестала комплексовать и стала говорить, как могу…