Раньше при изучении английского языка большую часть занятий посвящали грамматике. Мы дружно корпели над сложными английскими временами, осваивая различные грамматические конструкции. В итоге самые старательные из нас могут «узнать в лицо» и назвать ту или иную грамматическую конструкцию, грамотно построить предложение. Но мы не научились уверенно применять эти знания на практике, не приобрели коммуникативных навыков общения и беглости речи.
Грамматика – лишь инструмент, помогающий нам грамотно выразить свои мысли. А для приобретения беглости речи нужна практика, практика и еще раз практика. Получить опыт общения на английском языке можно не только за рубежом с носителями языка (экстремальный и дорогостоящий способ!), но и на курсах английского языка под руководством наставника.
Коммуникативные методики дают преподавателю эффективные средства для отработки разговорных навыков – коммуникативные игры и упражнения.
Цель коммуникативной игры
– активизировать изученный языковый материал в ситуации, максимально приближенной к реальной.
В процессе игры моделируется ситуация, стимулирующая студентов к общению.
Особенности коммуникативных игр:
- Речь учеников спонтанна.
- Акцент на успешную коммуникацию, а не на правильную английскую речь.
- Вмешательство учителя минимально, он выступает в роли наблюдателя.
- Ученики работают в парах или группах.
- Разрешается говорить исключительно на английском языке.
Коммуникативные игры дают реальную языковую практику, осмысленное освоение языка в процессе его использования. Они являются чрезвычайно полезными и для преподавателя. Это своеобразный «диагностический» инструмент — наблюдая за учениками, учитель определяет степень усвоения материала, выделяет слабые и места и пробелы в знаниях каждого из учащихся.
Игра создает дополнительную мотивацию для изучения языка.
Типы коммуникативных игр:
- Коммуникативные игры, построенные на методе ранжирования
Студенты распределяют предметы или явления в порядке их значимости или важности. Затем возникает обсуждение, т.к. у каждого своя точка зрения. Участники игры приводят аргументы в пользу своей версии.
Пример игры: Ranking (Food) – Ранжирование (Еда)
Предлагаются несколько существительных (в данном случае, на тему продуктов питания) и прилагательных, которые описывают их качества (здоровая еда, вкусная, жирная и т.п.). Учащимся предлагается ранжировать продукты – проставить в таблице цифры от 1 и выше в порядке возрастания определенного качества:
- Коммуникативные игры, построенные на различиях в объеме информации у студентов
Предполагается, что у каждого участника игры имеется неполная информация – часть сведений по какому-либо вопросу. А целостную картину можно увидеть, только если сложить все «кусочки» информации воедино. Поэтому студенты обмениваются известной им информацией для решения общей проблемы.
Пример игры: Finding a time to meet (Найти время для встречи)
Каждому ученику в группе из 2-4 человек достается листок с расписанием на неделю. Нужно договориться о встрече в определенное время, чтобы в это время все участники группы были свободны (не было назначено никаких дел).
Студенты задают друг другу вопросы по образцу:
What are you doing on Monday? (Что ты делаешь в понедельник?)
What are you going to do on Saturday? (Что ты собираешься делать в субботу?)
Are you going to be free at six on Friday? (Ты будешь свободен в пятницу?)
- Коммуникативные игры, направленные на группирование и подбор вариантов
Студент получает «половину» информацию, а вторая часть – у партнера. Нужно объединить эти части, получив правильное предложение или рассказ.
Пример игры: Two-in-one stories (Рассказы два-в-одном)
Два небольших рассказа разбиваются на предложения, затем эти предложения перемешиваются между двумя участниками игры. Цель – восстановить логическую последовательность обоих рассказов.
- Коммуникативные игры на поиск пары и согласование действий
Участник игры должен найти себе «партнера» с близкими ему интересами и планами среди других учащихся, задавая им вопросы. К примеру, найти компаньона по покупкам (тема «Shopping») или попутчика в поездку (тема «Travelling»).
- Интервью
Название игры говорит само за себя. Задача – опросить как можно больше студентов группы на определенную тему (можно заранее составить опросник). Или другой формат – выбирается «знаменитость», все студенты задают ей свои вопросы. Можно придумывать оригинальные, нестандартные вопросы.
Коммуникативная методика сейчас пользуется популярностью на курсах английского языка благодаря своей эффективности. Смотрите видеоролик:
Использование коммуникативных игр на занятиях – признак хороших курсов английского языка. В качестве преподавателей часто приглашают носителей языка, а учебные материалы берутся из реальных англоязычных неадаптированных источников.
Какие курсы предлагают обучение по коммуникативной методики:
— Международный языковый центр Language Link.
— Центр изучения иностранных языков «Lingva.ru».
— курсы английского языка «EnglishFirst».
— языковая школа «Active English».
— BKC International House.
— курсы английского языка для взрослых «EasySpeak» http://easyspeak.ru/
Отзывы:
Елена
В группах не скучно, занятия проходят интенсивно, иногда и хочется загаситься и посидеть помолчать-послушать, но невозможно. Преподаватели за этим следят и буквально заставляют говорить-говорить-говорить в парах. 80% занятия — это практика разговорного английского, общаешься с учениками на очередную тему постоянно меняя партнера.
Нина
Я стала говорить намного раскованней, не задумываясь, пропал страх, боязнь. Мой словарный запас пополнился на уровень. Сами занятия проходят в очень дружелюбной обстановке, и то как строятся уроки – классно. Все это мотивирует к разговору. Возможности отсидеться не было и это очень здорово!
Ольга
Курсы Easy Speak были для меня очень полезны, так как много внимания уделяется разговорной практике, и в этом они существенно отличаются от других курсов. Методика курсов помогает перевести большое количество слов из пассивной памяти в активную, что очень полезно.