Матричные методы изучения английского языка

audio1Существуют различные подходы к изучению английского языка. Традиционная методика используется у нас в школах и ВУЗах  на протяжении многих лет. Матричные же методы предлагают кардинально другой подход к освоению иностранных языков.

Суть матричной методики – в освоении языка путем многократного прослушивания и проговаривания англоязычных текстов. Они основаны на «естественном», интуитивном восприятии языка. Самое трудное в обучении иностранным языкам – говорение и понимание речи на слух. Матричные методы как раз специализируются на развитии этих навыков. Методика предполагает изучение иностранного языка через разговорную речь.


audio6Дело в том, что для говорения используются движения определенных мимических мышц. Для воспроизведения звуков иностранной речи применяются другие движения, отличные от тех, которые вы используете, говоря на родном языке. Поэтому для формирования правильного произношения на иностранном языке нужно в некотором смысле «тренировать» мимические мышцы – путем повторения фраз и выражений за носителем языка, путем имитации и подражания. Многократное громкое проговаривание помогает не только запоминать слова и фразы, но и выработать корректное произношение благодаря артикулярной памяти.

Матричные методы предполагают, что нужно многократно прослушивать тексты от носителей языка, привыкать к англоязычной речи, постепенно приходить к пониманию языковых конструкций. Все сводится к схеме:

слушать > слышать > анализировать > подражать > понимать

Существуют несколько авторских методик, основанных на матричном подходе.

Авторская методика Николая Замяткина

audio3Автор утверждает, что результаты дает даже простое прослушивание текстов, но эффективнее все-таки громко (не шепотом или вполголоса) проговаривать прослушанные фразы.

Что такое матрица?

В данном методе  – это аудиокурс, подборка речевых образцов, диалогов или текстов. Работать можно как по готовым матрицам (от автора или скаченным из Интернета от других пользователей), так и делать самим.

Как составить матрицу?

Нужно записать на диск от 25 до 30 диалогов на английском языке с такими требованиями:

  1. Первые несколько диалогов должны быть длиной не больше 40 секунд, следующие – более длительные, но не более 70 секунд.
  2. Диалоги читаются исключительно носителями языка.audio2
  3. Только речь дикторов – без спецэффектов и посторонних звуков.
  4. Диалог должен иметь логическое завершение.
  5. По возможности, чтобы в диалогах использовались высокочастотные лексические конструкции и грамматические образцы.

Как работать с матрицей:

  1. Прослушивание диалога – не менее 3-4 дней по 2-3 часа.
  2. Прослушивание диалога со слежением глазами по тексту – 1-2 дня.
  3. Громкое проговаривание диалога с наиболее точным воспроизведением интонации и произношения.

Первые 5-10 диалогов прорабатываются дольше остальных, на проработку следующих уходит, как правило, меньше времени.

  1. Когда освоены таким образом все 30 диалогов по-отдельности — читать матрицу целиком вслух по несколько часов в день.
  2. После окончания работы с матрицей переходить к неадаптированной литературе с минимальным использованием словаря, прослушиванию радио, просмотру фильмов на английском языке без субтитров. Считается, что субтитры будут отвлекать из-за особенности мозга «идти по пути наименьшего сопротивления» — проще читать, чем воспринимать на слух.

В период изучения английского языка по матричному методу рекомендуется ограничить «русскоязычное» окружение – не смотреть передачи, не читать книги на русском, т.е. создать искусственный «информационный голод» для активизации мозга в направлении изучения английского языка.

Матрица – это как запускающий механизм двигателя изучения английского, начальный этап. Поэтому после проработки матрицы нужно обязательно переходить к следующему этапу – чтению книг и просмотру фильмов. Вначале полезно пересматривать фильм и перечитывать книгу по несколько раз.

Рекомендации по фильмам: с большим количеством диалогов (сериалы) или научно-популярные с голосом за кадром.

Рекомендации по книгам: объемом не менее 100-200 страниц одного автора – из-за привыкания к манере изложения и облегчения понимания за счет повторения фраз и выражений.

Метод Тимура Байтукалова

audio4Основной принцип — максимальное копирование носителей языка, так называемое «моделирование». Обучение проходит по аудиокнигам и видеофильмам с английскими субтитрами.

Изучая язык по книгам, мы осваиваем «письменный язык». А для освоения «языка разговорного» нужно в качестве учебного материала использовать видео, в которых мы услышим интонацию от носителя языка, увидим жестикуляцию. Т.е. изучение сводится к наблюдению носителей языка, слушанию и подражанию. На первом этапе не нужно понимание смысла текста.

Этапы:

  1. Копирование речи носителей на слух.
  2. Копирование речи с прослеживанием по транскрипции.
  3. Копирование речи с прослеживанием оригинального текста.

Необходимые условия для успешного и эффективного обучения по матричным методам:

Условие №1 – сильное и устойчивое желание выучить язык, высокая мотивация.

Условие №2 – регулярность — ежедневные регулярные занятия.

Условие №3 – уделять как можно больше времени – от 2-х часов в день.

audio5Выводы такие: к сожалению, еще не придумали «волшебной таблетки» — съел и выучил! Поэтому только желание, упорство и труд принесут плоды. А для того, чтоб усилить свою мотивацию и узнать, как выкраивать для занятий эти заветные 2-3 часа в день  — прочитайте книгу Николая Замяткина «Вас невозможно научить иностранному языку».

Отзывы о матричных методах:

Наталия:

«…Я занимаюсь по матричному методу Николая Федоровича Замяткина только два месяца, но уже научилась слышать и немного понимать американцев…»

Юлия:

 «…Лично мне помогло. У меня проблемы именно с пониманием текста на слух. И вернувшись в институт после летних каникул я заметила (и преподователь тоже), что я стала гораздо лучше понимать устную речь. Данный метод не отменяет и не заменяет остальных занятий, но прекрасно дополняет их и не требует много времени: МР3 в уши вставил по дороге на работу и с работы…»

Анна:

«.. Его метод хорош тем кто хоть немного знает язык, грамматику и имеет музыкальный слух. С нуля учить язык по этому методу бесполезно…»

Posted in Методология изучения.