Ассоциативные методики изучения английского языка

wordПри изучении английского языка нужно постоянно пополнять  свой словарный запас – запоминать новые слова и выражения. Чем меньше незнакомых слов нам попадется в тексте, тем легче будет  понять его смысл и содержание. Чем больше слов будем знать, тем лучше поймем собеседника и свободнее будем чувствовать себя в разговоре.

Каждому из нас знакома ситуация, когда после зубрежки очередного десятка новых слов, мы осознаем, что забыли предыдущую «порцию» слов – ту, что изучали ранее. Позже, встречая слово в тексте, помним, что знали его перевод, но на данный момент – забыли!

Как же улучшить запоминание новых слов и выражений?


На помощь к нам приходит мнемоника – техника запоминания новой информации посредством определенных ассоциаций. Она подразумевает «трансформацию» нового материала в более простую форму для восприятия нашим мозгом. Мнемоника легла в основу ассоциативных методик запоминания иностранных слов.

word2Смысл ассоциативных методик запоминания информации – не зубрить материал, а создавать ассоциативные цепочки, благодаря которым слово лучше запоминается.

Дело в том, что наш мозг, воспринимая новую информацию, формирует связи между этими новыми сведениями и приобретенными ранее. Поэтому более эффективно не просто зубрить слова, а учить их осознанно, помогая своему мозгу построить сеть ассоциаций — подумать о том, где это слово может применяться, с чем оно соотносится, на что оно похоже в своем звучании.

Эффективный способ запоминания слов — метод фонетических ассоциаций. 

Метод звуковых ассоциаций существует давно, и, как ни странно, его исследовали и использовали американские ученые еще в прошлом веке для заучивания русских слов при обучении русскому языку!

Суть метода состоит в подборе созвучных слов. Т.е. нужно к изучаемому иностранному слову подбирать созвучные ассоциации на родном языке, пусть даже не совпадающие по значению.

Например:



imagesLook (смотреть)  – ассоциация со словом «лук» (например, нарисовать себе мысленно лучника, который натянул тетиву и смотрит на цель).

Palm (ладонь) – ассоциация со словом «пальма» (можно представлять себе растопыренные листья пальмы).

Opposite (противоположный) – ассоциация со словом «оппозиция» (сила, находящаяся по другую сторону).

Bull (бык) – ассоциация со словом «булыжник» (например, представить себе быка, бегущего по булыжной мостовой).

Puddle (лужа) – ассоциация со словом «падал» (представить, как кто-то в лужу падал).

Правила использования метода фонетических ассоциаций

1) Подбирайте ассоциации именно по звучанию, а не по написанию слов.

2) Избегайте стишком сложных ассоциаций, длинных ассоциативных цепочек. Используйте то, что первым пришло в голову!

3) Самые эффективные ассоциации – связанные непосредственно с вами. «Чужие» ассоциации (придуманные другими людьми) менее эффективны, чем ваши собственные.

Метод фонетических ассоциаций еще называют методом Аткинсона (в честь американского психолога Ричарда Аткинсона).

Еще одна особенность нашего мозга – он лучше запоминает визуальную информацию.

Поэтому изучаемые слова нужно подкреплять картинками, зрительными образами. А еще лучше подкрепить запоминание эмоциями и подключить к процессу сразу несколько органов чувств.

Метод визуальных мнемонических ассоциаций для запоминания английских слов

Этот метод состоит в придумывании некой истории, в которую помещаются все новые слова. Чем более необычная, странная, нелепая история – тем лучше запоминаются слова!

Например, вы изучаете предметы мебели. Представьте себя сидящим в кресле (arm-chair) на дне океана, подкрепите это органами чувств – почувствуйте кожей воду и холод. Вообразите, как мимо вас проплывает холодильник (fridge), буфет (cupboard), диван (couch). Когда мимо проплывает полка (shelf), вы ставите на нее вазу с цветами и т.п.

Правила применения метода визуальных мнемонических ассоциаций

  • История должна быть необычной, не вписываться в рамки обычной действительности.
  • Предметы, которые вы рисуете в своем воображении, должны быть объемные и движущиеся.
  • Подключайте все органы чувств – почувствуйте запах, вкус предмета.
  • Используйте юмор – смешные истории и хорошее настроение способствует запоминанию!
  • Представляйте себя участником событий.

«За» и «против» ассоциативных методик

word3Некоторым ассоциативные методики покажутся абсурдом, но они действительно работают – запоминание слов улучшается благодаря особенностям нашего мозга и устройству нашей памяти.

Однако существует и обратное мнение – что метод создает «неправильные» ассоциации в мозге. Например, чтобы упомянуть лужу по-английски (вспомнить слово «puddle»), у нас «всплывает» образ, как кто-то падал в лужу. Поможет ли это быстро построить фразу? Зачем нам в мозге «мусор» про падающего человека, если нужно просто слово «лужа»? Но со временем, при дальнейшем использовании в речи этого слова, у вас уйдут «побочные»  образы, вы запомните это слово и будете легко применять.

Плюс мнемотехники: С помощью мнемотехники можно запоминать слова быстрее и в большем количестве.

Минус мнемотехники: Иногда не получается сразу подобрать образ, и он не позволяет быстро вспомнить слово.

Из всего вышесказанного следует вывод – мнемотехнику применяют, только когда это удобно – если ассоциации «легко» подбираются к слову. Наверное, не стоит использовать метод ассоциаций для запоминания всех изучаемых слов, а нужно брать отдельные слова, которые вы никак не можете осилить.

Отзывы о применении ассоциативных методик весьма противоречивы:

Катерина

Я настолько прониклась ассоциативным методом для запоминания слов, что считаю, этот метод будет полезен очень многим людям.

Лаура

Есть сомнения в эффективности самого метода. Неисповедимы и индивидуальны пути мнемонистики. Кому-то помогает ассоциативный способ запоминания (в принципе пословное, а не блоковое, запоминание-изучение и есть порочная практика). Но чаще это происходит по такой немыслимой совокупности причин, что лучшим все-таки признан метод глубокого погружения.

Елена

Как вспомогательный момент — очень даже ничего, но 1) нужна удачная личная ассоциация, 2) нужен активный (в движении) контекст.

Игорь

Лично мне метод ассоциации эффективным не представляется. (Впрочем, как и масса других, ново- и не очень- методов). Хуже — мне это представляется некой громоздкой языковой перверсией. Язык нужно чувствовать. Даже на начальных стадиях пытаться. А не подбирать кривоватые созвучные слова, которые в последующем тебя только запутают.

Андрей

Учить английский (и любой другой язык) по методу ассоциаций не эффективно — большие затраты времени на дополнительную работу по ассоциации Запомнить несколько нестандартных слов по методу ассоциаций — да , нормально. Но не более того.

Лучший способ запоминания и закрепления слов – их использование. Больше практикуйтесь в английском языке!

Posted in Методология изучения.